Историческая справка - джиу джитсу

Джиу-джитсу является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств. Этот вид боевого искусства имеет глубокие исторические корни, впитал в себя наиболее рациональные элементы национальных видов боевых искусств народов Востока (Японии, Китая, Кореи, Монголии и т.д.).
Пожалуй, наибольшее влияние на формирование японских видов единоборств оказали китайские боевые искусства, развитие которых непосредственно связано с развитием древней военной науки и вооружения. В Китае наиболее распространенными были системы единоборств, делающие акцент на ударной технике, одним из самых популярных считался так называемый шаолиньский стиль (известный в Японии в настоящее время как Сёрин-дзи-кемпо). В Японии также существовали аналогичные системы единоборств под общим названием кумиути.
Постепенно развитие тяжелого вооружения (доспехов, панцирей и т. п.) в XI—XV в. в., против которого ударная техника оказывалась неэффективной, заставило совершенствоваться существующие системы борьбы. В технический арсенал школ стало входить все больше бросковых приемов, болевых и удушающих захватов, кроме того, при защите особое внимание стали уделять отсутствию жесткого контакта с противником — стал развиваться «мягкий» принцип защиты (принцип дзю), позволяющий избежать ударов тяжелого меча или копья.
Согласно древней легенде, японский врач Акаяма Сиробси, живший в XIII веке недалеко от Нагасаки, долгое время изучавший в Китае способы врачевания и познакомившийся там же с китайским боевым искусством кемпо, обучил, вернувшись в Японию, несколько своих учеников приемам защиты и атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос — каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что, размышляя над этим, Акаяма вышел в сад. Ветви деревьев гнулись под снегом. Вот раздался хруст, и сломалась, не выдержав тяжести, ветка ели, но рядом ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась.«Сначала поддаться, а потом победить», — этот сформулированный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в конце XV века под общим термином джиу-джитсу («дзюцу» — в буквальном переводе «сноровка», «искусство»). Ученики знаменитого медика основали школу джиу-джитсу под названием иосип-рю, что в переводе означает «школа сердца ивы».
Техника джиу-джитсу бурно развивалась в феодальной Японии XVI—XVII веков. В 1532 году Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в Японии технику школ джиу-джитсу и боевых приемов сумо и развил свой стиль — Такэноути (в Японии принято было в то время называть школы по имени инструктора или местности, где она располагалась). Школа Такэноути впитала в себя все лучшие достижения единоборств и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения джиу-джитсу.
В 1558 году китаец Чан Юань Бинь обучил японских инструкторов джиу-джитсу Фукуно Масакатсу, Миура Иоситатсу и Исокаи Дзиродзаимон приемам кемпо (искусство кулачного боя) стиля Цуапь-шу (по японски — какутеи-дзюцу), известного также под названием кайко.
Фукуно впоследствии развил этот стиль, обогатив его приемами национального японского джиу-джитсу в своей школе Шинто-рю Вадзюцу, а его ученик Абараги Матаэмон основал школу Кито-рю (по некоторым источникам, школа Кито-рю была основана только в 1670 году инструктором Тэрада Капэмои).

В 1650 году Сэкигути Ясугокоро из Кисю создал школу Явара и начал обучать своих учеников специальным приемам страховки и самостраховки, он же ввел в джиу-джитсу новую форму тренировки — вольные схватки (рэндори).
Джиу-джитсу изучалось в специальных учебных заведениях для самураев. Большое значение придавалось развитию интеллекта учащихся. Занятия по совершенствованию техники в школах джиу-джитсу перемежались с занятиями по укреплению воли и духа. Каждая школа вырабатывала свой церемониал проведения занятий и соревнований. Большое влияние на формирование методики воспитания в японских школах оказывали идеи синтоизма, дзен-буддйзма и конфуцианства.
Каждая из школ имела свою направленность; приемы, какправило, записывались в специальные книги «денсе», передаваемые из поколения в поколение по наследству.
Огромный вклад в развитие современного джиу-джицу внесли мастера школ Тенсин-синье-рю и Кито-рю. Яге Тайноске, Фукуда Хатиноске, Исо Масатоми, Дзикубо Тсунитоси и Тозава Токусабуро, которые в конце XIX и начале XX века обучали молодых Дзигоро Кано - основателя дзю-до и Морихеи Уэсиба - основателя айкидо, оказав, таким образом, большое влияние на развитие новых видов единоборств.
Нельзя не отметить огромный вклад, внесенный в современные школы джиу-джитсу мастерами айки-джитсу, искусство которых восходит к древнему периоду Японии X—XV веков. Развитие его проходило в среде самураев самого знатного происхождения кланов Ми-намото, Такэда и Айдзу. Наибольшие заслуги в сохранении этих приемов принадлежат одному из духовных наставников клана Айдзу Сайго Таноме Тикамасе (1829—1905 г. г.). В период реформации самурайства (революции Мэйдзи) Сайго Таноме сохранил многие традиции и технические приемы айки-джитсу, дошедшие благодаря ему до нашего времени и широко используемые в техническом арсенале многих современных школ джиу-джитсу. Впоследствии преемники Сайго Таноме — мастера Сокаку Такеда и его сын Такимуне Такеда — открыли на Хоккайдо школу Дайто-рю, техника которой, как считают специалисты, легла в основу современного айкидо, созданного в 1938 году японским мастером Морихеи Уэсиба.
Свой вклад в развитие современных школ джиу-джитсу внесли и такие известные школы как ёсин-рю, хакко-рю, рёи-синто-рю и др. Несмотря на то, что отношения между школами разных стилей часто складывались напряженными, судьбы многих мастеров тесно переплетались друг с другом. Характерной является история талантливого мастера Сайго Сиро, который в составе команды школы Кодокан-дзюдо одержал победу над мастерами рёи-синто-рю в решающей встрече, организованной департаментом полиции, и который был прототипом главного героя в известном фильме Акиры Куросавы «Гений дзюдо». Совсем маленьким мальчиком его, сироту из одного бедного самурайского рода, взял на воспитание Сайго Таноме Тикамасе — тот самый последний наследник и хранитель секретов айки-джитсу, о котором упоминалось выше. Сайго Таноме дал маленькому Сиро свое имя и воспитывал его как своего сына.
По его же настоянию мальчик был отдан на обучение в школу тенсин-синьё-рю к знаменитому мастеру джиу-джитсу Исо Масатоме, где тесно подружился с одним из лучших учеников мастера — Кано Дзигоро. После смерти мастера Исо Кано Дзигоро переходит к изучению техники школы кито-рю, а юный Сайго Сиро продолжает свои занятия в школе тенсин-синьё-рю и одновременно проходит обучение у своего отца Сайго Таноме, который видит в нем своего преемника. Однако, дружба со своим старшим товарищем Кано Дзигоро, его идеи по возрождению боевых искусств и созданию нового стиля дзюдо увлекают его настолько, что, когда Кано Дзигоро создает свою школу Кодокан, Сиро, не задумываясь, переходит к нему тренироваться и под его руководством достигает поистине поразительных результатов.
Вскоре возник конфликт между дзюдо и айки-джитсу, больше связанный с политическими взглядами наставников школ, чем с их подходом к джиу-джитсу. Кано Дзигоро понимал необходимость реформ в Японии, был активным сторонником революции Мейдзи, в то время как Сайго Таноме отстаивал привилегии самурайских кланов. Кроме того, время было трудное, и средства для жизни приходилось добывать с большими усилиями. Борьба между школами становится все более острой, и, не желая отдавать предпочтение кому-либо из своих наставников, Сайго Сиро покидает Токио и посвящает себя искусству кюдо (стрельба из лука).
Сегодня искусство джиу-джитсу получает как бы второе рождение, и, несмотря на то, что для достижения ощутимых результатов требуется продолжительная и настойчивая работа, все больше и больше любителей боевых искусств увлекаются этим древним видом японской борьбы. Кроме того, учитывая, что джиу-джитсу — это система приемов, предназначенных для защиты как от безоружного противника, так и от вооруженного, этот вид боевого искусства находит широкое применение при подготовке спецподразделений МВД, полиции, служб безопасности, армии и флота.
От простого к сложному, от изучения простейших принципов джиу-джитсу к пониманию его духа и основ мироздания — вот путь, по которому должен идти каждый, кто увлекается этим видом боевого искусства.
«Дзю еку го-о сей суру» (мягкость победит силу и зло) — эта древняя японская формула школ джиу-джитсу как нельзя лучше выражает его теоретическую платформу. С научной точки зрения, джиу-джитсу можно рассматривать как средство воспитания отношений человека к окружающему миру и людям. Джиу-джитсу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные способы закалять свое тело и воспитывать волю. Джиу-джитсу представляет собой стройную систему побеждать, не затрачивая больших физических усилий. Являясь самой универсальной системой боевого искусства, джиу-джитсу объединяет в себе все наиболее эффективные приемы как при борьбе на средней и дальней дистанциях, так и при борьбе на ближней дистанции и борьбе лежа. Выполнение приемов джиу-джитсу основано на глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей. Некоторые псевдомастера пытаются пробелы в своих знаниях заполнить мистическими теориями и сказками из жизни великих мастеров, что зачастую приводит к искаженному пониманию основополагающих принципов джиу-джитсу. Поэтому хочется предостеречь начинающих свой путь в боевом искусстве от его поверхностного изучения и настроить их на вдумчивое и глубокое изучение техники, традиций и теоретических основ джиу-джитсу.

Информация взята с сайта
www.ju-jutsu.ru/