Джиу-джитсу является одной из наиболее популярных современных систем
восточных единоборств. Этот вид боевого искусства имеет глубокие
исторические корни, впитал в себя наиболее рациональные элементы
национальных видов боевых искусств народов Востока (Японии, Китая,
Кореи, Монголии и т.д.).
Пожалуй, наибольшее влияние на формирование японских видов
единоборств оказали китайские боевые искусства, развитие которых
непосредственно связано с развитием древней военной науки и вооружения. В
Китае наиболее распространенными были системы единоборств, делающие
акцент на ударной технике, одним из самых популярных считался так
называемый шаолиньский стиль (известный в Японии в настоящее время как
Сёрин-дзи-кемпо). В Японии также существовали аналогичные системы
единоборств под общим названием кумиути.
Постепенно развитие тяжелого вооружения (доспехов, панцирей и т.
п.) в XI—XV в. в., против которого ударная техника оказывалась
неэффективной, заставило совершенствоваться существующие системы борьбы.
В технический арсенал школ стало входить все больше бросковых приемов,
болевых и удушающих захватов, кроме того, при защите особое внимание
стали уделять отсутствию жесткого контакта с противником — стал
развиваться «мягкий» принцип защиты (принцип дзю), позволяющий избежать
ударов тяжелого меча или копья.
Согласно древней легенде, японский врач Акаяма Сиробси, живший в
XIII веке недалеко от Нагасаки, долгое время изучавший в Китае способы
врачевания и познакомившийся там же с китайским боевым искусством кемпо,
обучил, вернувшись в Японию, несколько своих учеников приемам защиты и
атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос —
каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению,
сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что, размышляя над этим,
Акаяма вышел в сад. Ветви деревьев гнулись под снегом. Вот раздался
хруст, и сломалась, не выдержав тяжести, ветка ели, но рядом ветка ивы
наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась.«Сначала
поддаться, а потом победить», — этот сформулированный Акаямой принцип
лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в
конце XV века под общим термином джиу-джитсу («дзюцу» — в буквальном
переводе «сноровка», «искусство»). Ученики знаменитого медика основали
школу джиу-джитсу под названием иосип-рю, что в переводе означает «школа
сердца ивы».
Техника джиу-джитсу бурно развивалась в феодальной Японии XVI—XVII
веков. В 1532 году Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в
Японии технику школ джиу-джитсу и боевых приемов сумо и развил свой
стиль — Такэноути (в Японии принято было в то время называть школы по
имени инструктора или местности, где она располагалась). Школа Такэноути
впитала в себя все лучшие достижения единоборств и, кроме того, впервые
в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения
джиу-джитсу.
В 1558 году китаец Чан Юань Бинь обучил японских инструкторов
джиу-джитсу Фукуно Масакатсу, Миура Иоситатсу и Исокаи Дзиродзаимон
приемам кемпо (искусство кулачного боя) стиля Цуапь-шу (по японски —
какутеи-дзюцу), известного также под названием кайко.
Фукуно впоследствии развил этот стиль, обогатив его приемами
национального японского джиу-джитсу в своей школе Шинто-рю Вадзюцу, а
его ученик Абараги Матаэмон основал школу Кито-рю (по некоторым
источникам, школа Кито-рю была основана только в 1670 году инструктором
Тэрада Капэмои).
Джиу-джитсу изучалось в специальных учебных заведениях для
самураев. Большое значение придавалось развитию интеллекта учащихся.
Занятия по совершенствованию техники в школах джиу-джитсу перемежались с
занятиями по укреплению воли и духа. Каждая школа вырабатывала свой
церемониал проведения занятий и соревнований. Большое влияние на
формирование методики воспитания в японских школах оказывали идеи
синтоизма, дзен-буддйзма и конфуцианства.
Каждая из школ имела свою направленность; приемы, какправило,
записывались в специальные книги «денсе», передаваемые из поколения в
поколение по наследству.
Огромный вклад в развитие современного джиу-джицу внесли мастера
школ Тенсин-синье-рю и Кито-рю. Яге Тайноске, Фукуда Хатиноске, Исо
Масатоми, Дзикубо Тсунитоси и Тозава Токусабуро, которые в конце XIX и
начале XX века обучали молодых Дзигоро Кано - основателя дзю-до и
Морихеи Уэсиба - основателя айкидо, оказав, таким образом, большое
влияние на развитие новых видов единоборств.
Нельзя не отметить огромный вклад, внесенный в современные школы
джиу-джитсу мастерами айки-джитсу, искусство которых восходит к древнему
периоду Японии X—XV веков. Развитие его проходило в среде самураев
самого знатного происхождения кланов Ми-намото, Такэда и Айдзу.
Наибольшие заслуги в сохранении этих приемов принадлежат одному из
духовных наставников клана Айдзу Сайго Таноме Тикамасе (1829—1905 г.
г.). В период реформации самурайства (революции Мэйдзи) Сайго Таноме
сохранил многие традиции и технические приемы айки-джитсу, дошедшие
благодаря ему до нашего времени и широко используемые в техническом
арсенале многих современных школ джиу-джитсу. Впоследствии преемники
Сайго Таноме — мастера Сокаку Такеда и его сын Такимуне Такеда — открыли
на Хоккайдо школу Дайто-рю, техника которой, как считают специалисты,
легла в основу современного айкидо, созданного в 1938 году японским
мастером Морихеи Уэсиба.
Свой вклад в развитие современных школ джиу-джитсу внесли и такие
известные школы как ёсин-рю, хакко-рю, рёи-синто-рю и др. Несмотря на
то, что отношения между школами разных стилей часто складывались
напряженными, судьбы многих мастеров тесно переплетались друг с другом.
Характерной является история талантливого мастера Сайго Сиро, который в
составе команды школы Кодокан-дзюдо одержал победу над мастерами
рёи-синто-рю в решающей встрече, организованной департаментом полиции, и
который был прототипом главного героя в известном фильме Акиры Куросавы
«Гений дзюдо». Совсем маленьким мальчиком его, сироту из одного бедного
самурайского рода, взял на воспитание Сайго Таноме Тикамасе — тот самый
последний наследник и хранитель секретов айки-джитсу, о котором
упоминалось выше. Сайго Таноме дал маленькому Сиро свое имя и воспитывал
его как своего сына.
По его же настоянию мальчик был отдан на обучение в школу
тенсин-синьё-рю к знаменитому мастеру джиу-джитсу Исо Масатоме, где
тесно подружился с одним из лучших учеников мастера — Кано Дзигоро.
После смерти мастера Исо Кано Дзигоро переходит к изучению техники школы
кито-рю, а юный Сайго Сиро продолжает свои занятия в школе
тенсин-синьё-рю и одновременно проходит обучение у своего отца Сайго
Таноме, который видит в нем своего преемника. Однако, дружба со своим
старшим товарищем Кано Дзигоро, его идеи по возрождению боевых искусств и
созданию нового стиля дзюдо увлекают его настолько, что, когда Кано
Дзигоро создает свою школу Кодокан, Сиро, не задумываясь, переходит к
нему тренироваться и под его руководством достигает поистине
поразительных результатов.
Вскоре
возник конфликт между дзюдо и айки-джитсу, больше связанный с
политическими взглядами наставников школ, чем с их подходом к
джиу-джитсу. Кано Дзигоро понимал необходимость реформ в Японии, был
активным сторонником революции Мейдзи, в то время как Сайго Таноме
отстаивал привилегии самурайских кланов. Кроме того, время было трудное,
и средства для жизни приходилось добывать с большими усилиями. Борьба
между школами становится все более острой, и, не желая отдавать
предпочтение кому-либо из своих наставников, Сайго Сиро покидает Токио и
посвящает себя искусству кюдо (стрельба из лука).
Сегодня искусство джиу-джитсу получает как бы второе рождение, и,
несмотря на то, что для достижения ощутимых результатов требуется
продолжительная и настойчивая работа, все больше и больше любителей
боевых искусств увлекаются этим древним видом японской борьбы. Кроме
того, учитывая, что джиу-джитсу — это система приемов, предназначенных
для защиты как от безоружного противника, так и от вооруженного, этот
вид боевого искусства находит широкое применение при подготовке
спецподразделений МВД, полиции, служб безопасности, армии и флота.
От простого к сложному, от изучения простейших принципов
джиу-джитсу к пониманию его духа и основ мироздания — вот путь, по
которому должен идти каждый, кто увлекается этим видом боевого
искусства.
«Дзю еку го-о сей суру» (мягкость победит силу и зло) — эта древняя
японская формула школ джиу-джитсу как нельзя лучше выражает его
теоретическую платформу. С научной точки зрения, джиу-джитсу можно
рассматривать как средство воспитания отношений человека к окружающему
миру и людям. Джиу-джитсу позволяет в процессе тренировок и постижения
искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные
способы закалять свое тело и воспитывать волю. Джиу-джитсу представляет
собой стройную систему побеждать, не затрачивая больших физических
усилий. Являясь самой универсальной системой боевого искусства,
джиу-джитсу объединяет в себе все наиболее эффективные приемы как при
борьбе на средней и дальней дистанциях, так и при борьбе на ближней
дистанции и борьбе лежа. Выполнение приемов джиу-джитсу основано на
глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии
людей. Некоторые псевдомастера пытаются пробелы в своих знаниях
заполнить мистическими теориями и сказками из жизни великих мастеров,
что зачастую приводит к искаженному пониманию основополагающих принципов
джиу-джитсу. Поэтому хочется предостеречь начинающих свой путь в боевом
искусстве от его поверхностного изучения и настроить их на вдумчивое и
глубокое изучение техники, традиций и теоретических основ джиу-джитсу.
Информация взята с сайта
www.ju-jutsu.ru/
Информация взята с сайта